Основной деятельностью авиационных заводов является проектирование и производство самолётов и компонентов авиационной техники. Авиаконцерны осуществляют серийное производство самолётов, авиадвигателей, планеров и различных видов спецоборудования. В последнее время самолёты оснащаются авионикой, разработанной для использования в качестве бортовой электроники.

Авиастроение – отдельная самодостаточная машиностроительная отрасль. Продукция, выпускающаяся на авиазаводах, требует высокой точности обрабатывания. Авиазаводы, как правило, взаимосвязаны друг с другом и с концернами, представляющими другие виды промышленных отраслей. Последние зачастую поставляют им различные заготовки и детали для создания финальных образцов. Крупные отечественные авиазаводы находятся под крылом российского публичного акционерного общества ОАК (Объединённая Авиастроительная Корпорация), которая была основана в 2006 году указом президента В.В. Путина.

Какие материалы используются для создания самолётов:

  • различные виды металлов;
  • лёгкие сплавы;
  • неметаллические материалы (дерево, кожа, лаки, резина, клей, пластмассы и пр.).

Порядок создания авиастроения / стадии производства самолёта:

  • сначала заготавливаются авиадетали;
  • затем они обрабатываются;
  • далее отдельно собираются узлы и агрегаты;
  • происходит финальная сборка, в ходе которой изделие становится цельным.

Как систематизированы цеха на авиазаводах:

  • при предметной системе организации отдельно взятый авиацех занимается созданием крупномасштабных авиаагрегатов, в его функции входит изготовление полуфабрикатов, там же происходит собирание и отделка (предполагается наличие авиацехов по сборке фюзеляжей, авиацехов, где занимаются рамами и шасси и центропланных авиацехов)
  • при функционально-технологической системе организации группирование авиацехов происходит на базе сходства используемых технических методов, каждый авиацех отвечает за определённые технологические процессы (цех штамповки обрабатывает металлические листы, механический производит механическую обработку, слесарно-сварочный отвечает за сварку узлов и т.п.)
  • совмещённая система по праву считается самой универсальной: авиацеха, отвечающие за заготовку, организованы по функциональному принципу, а сборка производится по предметному.

Отечественные авиапредприятия стали появляться в начале 20 века: в Москве это был знаменитый императорский самолётостроительный “Dux”, Русско-Балтийский завод (эвакуированный из Риги в Тверь в 1915 году ввиду Первой Мировой войны), акционерный машиностроительный концерн “С.С. Щетинин и Ко” (Первое Российское товарищество воздухоплавания, ранее называвшееся “Гамаюн”). До революции на территории Российской Империи находилось 15 действующих авиазаводов, на которых трудилось около 10 000 рабочих. К 2009 году на 106 авиапредприятиях – 400 000 рабочих, из которых 100 000 состоит в ОАК. В 2011 году на российских авиазаводах было сконструировано и создано 29 гражданских самолётов.