Одним из любимых и популярных молочных продуктов является сыр. Разнообразие сортов и вкусов просто поражает. Самым крупным производителем сыра является Европа, но отечественному производителю, есть на кого равняться и к какому уровню стремиться.
Сыр настолько популярен, что об истории его происхождения складывают легенды, его рецептов и сортов просто не сосчитать, а в некоторых государствах он занимает почетное место и является национальной гордостью а Сыродельные Заводы приравниваются к стратегическим предприятием.

За последние годы в нашей стране интерес к сыру заметно вырос. А, как известно всем, спрос порождает предложения. Также значительно увеличился спрос на европейские сорта сыра, и увеличилось потребление данного молочного продукта. Но недавно введенное экономическое эмбарго помешало полностью сформироваться потребительским интересам. По официальной статистике, ежегодно страна потребляет почти 700 тысяч тонн продукта, но большая часть потребляемого продукта была ввезена в страну из Европы.

Какова сегодняшняя ситуация на российском рынке сыра?

На изменения ситуации на российском сырном рынке значительно повлияло введение эмбарго. Чтобы решить сложившуюся ситуацию, пришлось искать новых поставщиков на смену европейским производителям.
Пока существующие, крепко стоящие на ногах, производители занялись изготовлением аналогов европейских сортов сыра, на сырном рынке появились новые игроки. Как говорят: «свято место пусто не бывает». В любом производстве должна быть здоровая конкуренция, которая, зачастую, является двигателем развития. Когда только появились слухи о возможном введении эмбарго, власти задумались об импортозамещении, а также о новых участниках сырного рынка. Данную нишу заполнили следующие страны-поставщики сырной продукции:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Мексика;
  • Чили.

Эти страны заинтересовала перспектива увеличения поставок сыра на территорию Российской Федерации.

Один из представителей центра производства молочных продуктов Аргентины – М. Паулон, воспользовался продовольственным эмбарго России против европейских производителей, и посодействовал увеличению поставок молочной продукции на российский рынок. Исходя из его слов, Аргентина может поставлять в Россию 25000 тонн сыра, что эквивалентно ста миллионам долларов.

Согласно статистическим данным, только за последние несколько месяцев, разрешений на ввоз зарубежным поставщикам было выдано в несколько раз больше, нежели годом ранее. В итоге, Уругвай и Аргентина значительно увеличили импорт сырных продуктов на российский рынок, но поставки планируется в дальнейшем увеличивать.
Совершенно иначе обстоят дела с производителями из Латинской Америки, которые не информируют о своей деятельности и не делают никаких прогнозов. Их продукция просто появилась на прилавках магазинов России. Так как нет никаких ознакомительных и рекламных мероприятий, отсутствует информация о производителе, то и риск покупателя приобрести некачественный продукт значительно выше. Но потребитель вправе выбирать сам, что для него лучше. Хотя за последние годы, покупатель стал более осторожным в выборе продуктов питания. Люди обращают внимание на производителя, на состав приобретаемого продукта.
Более крупным поставщиком для российского сырного рынка является соседнее государство – Беларусь. Но здесь имеются некоторые нюансы, наводящие на размышления. Одновременно с введением эмбарго для Европы, в Беларусь увеличились поставки сырной продукции из таких стран, как Польша, Латвия, Чехия, что грозит нам реэкспортом запрещенных товаров в наше государство.
Стоит упомянуть еще одного крупного поставщика сыра в нашу страну – это Швейцария. Это государство не изменило торговый курс относительно России после введения торгового эмбарго, в отличие от стран Латинской Америки. Да, количество поставок товара Швейцария увеличила, но это так и остались сыры премиум класса, которые не так популярны из-за ценового сегмента среди среднестатистического россиянина. Может когда-то, в будущем, обычный потребитель и сможет себе позволить кушать только швейцарский сыр, а пока нужно подумать о более потребляемых и доступных видах сыра.
Усилий было приложено масса, но это практически ничего не изменило. Ведь новые поставщики сырных продуктов так и не смогли заменить старых производителей, чей продукт привыкли покупать потребители. Соответственно, импорт сыра значительно уменьшился.
Как дела обстоят в нашей промышленности, и почему отечественные производители не воспользуются подходящим моментом и не займут пустую нишу?
Печально, но факт. Отечественные производители сыров так и не смогли заполнить пустующую нишу. Исходя из статистики 2014 года, российские сыроделы произвели почти 500000 тонн сыра, а потребление годом раньше составило более 600000 тонн за год, из которых около 300000 тонн приходится на импортируемый продукт. Белорусский и латиноамериканский импорт не покрыл потребность российского покупателя.

Как справиться с проблемой сырной промышленности в нашей стране?

Чтобы пережить последствия торгового эмбарго, отечественной сырной промышленности следует преодолеть множество трудностей, основными из которых являются:

  • острая нехватка молочного сырья;
  • слишком высокая стоимость на молочное сырье;
  • низкокачественное молоко, что влечет за собой огромные потери при производстве;
  • неупорядоченное принятие мер поддержки со стороны государства;
  • устаревшее оборудование на производстве, доставшееся в наследство производителям еще с 80-х годов;
  • мизерные шаги к модернизации ведут к значительному подорожанию продукта;
  • нехватка молока – мировая проблема, присутствующая на молочном рынке, а спрос на молоко постоянно увеличивается;
  • недостаточное финансирование отрасли со стороны государства.

Сыр состоит из молока, поэтому его качество и цена зависит от качества и стоимости молока. При возникновении малейших проблем на молочном рынке, производимый продукт становится достаточно уязвимым. Сюда еще можно добавить то, что сырная отрасль в нынешний период не является приоритетной для страны, поэтому не находит должного внимания и поддержки со стороны государства.
Касательно стоимости готового продукта, то она напрямую зависит от оборудования предприятия, на котором производится сыр, а наше оборудование оставляет желать лучшего, да еще и мощности очень слабые, а отсюда и нерентабельность в производстве.
Чтобы хоть как-то сократить дефицит молока на мировом рынке, многие производители приступили к использованию сухого молока. Особой популярностью сухое молоко стало пользоваться с 2013 года. Главным потребителем данного продукта выступил азиатский рынок. Европейские производители быстро использовали этот момент в своих целях.
Большой ошибкой со стороны государства является то, что они выделяют огромные средства на поддержание устаревшего оборудования, а не на закупку и развитие новых и современных технологий. Не обращая внимания на такой маленький нюанс, спонсоры или предприниматели, вкладывающие финансы в модернизацию старого оборудования, в итоге несут колоссальные убытки. Чтобы хоть как — то сократить убытки, повышают стоимость производимого продукта, а это, в свою очередь, снижает уровень продаж.
Если же посмотреть на данную проблему сквозь призму оптимизма, то выход из сложившейся ситуации можно найти. Если приглядеться, то потенциал у сырной отрасли в нашем государстве, безусловно, имеется. Ведь у нас изготавливается множество различных сортов сыра, также некоторые компании освоили технологию производства западных сортов сыра, что не может ни радовать. По большому счету, качество отечественного сыра не уступает качеству сыров европейского и белорусского производителей. Для полного заполнения сырной ниши требуется финансирование новейшего оборудования молочных заводов, или хотя бы частичная модернизация имеющегося оборудования и пополнения сырного ассортимента.
Для создания продуктового разнообразия допускается привлечение европейских технологий производства и специалистов данной отрасли, хотя бы на какое-то время. Неудивительно, что по оценкам международных экспертов, наше сырное производство уступает европейскому. Ведь финансово государство не дает такой поддержки нашим производителям, как поддерживают производителей в Европе. Для разработанных новых сортов сыра необходимо еще создать и продвинуть рекламную программу, которая также является частью развития сырной отрасли. Не стоит забывать также о вкусовых предпочтениях и мнении потребителей.
К огромному сожалению, такие технологии развития производства и финансовые затраты, могут себе позволить лишь самые крупные и успешные производители на сырном рынке. А другой стороной медали является то, что при вложении средств, в крупных производителей сыра, мелкие сыроделы могут потерпеть крах и уйти с сырного рынка, так как не являются финансово крепкими.

Какие делаем выводы

Во-первых, если государство собирается заняться финансированием сырной отрасли, то поддерживать нужно и крупных игроков рынка и малый бизнес, обратив внимание на самые глобальные проблемы отрасли. Во-вторых, возможности должны быть у изготовителей сыра одинаковыми, а станет сильным и успешным только тот производитель, чья продукция окажется самой высококачественной и доступной в ценовом сегменте для среднестатистического потребителя России.