Сегодня в России насчитывается более сорока ювелирных заводов, специализирующихся на производстве по созданию ювелирных изделий, каждый из которых старается предложить покупателю продукцию своего бренда с применением высоких технологий по художественной обработке драгоценных камней, металлов и иных материалов.

Сырье для ювелирного дела

С закупки сырья начинается технический цикл производства. На ювелирном заводе таким сырьем являются драгоценные (благородные) металлы или камни и некоторые сопутствующие, при создании изделия, материалы.
Если в начале истории по созданию ювелирных украшений драгоценным металлом признавали исключительно золото, на сегодняшний день к подобным металлам относят также серебро и платину. В более редких случаях используют палладий, иридий, осмий.
Ювелирные камни, применяемые в качестве сырья, могут быть как природного, так и синтетического (искусственного) происхождения. Драгоценными считаются алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Последний может быть как белого, так и черного цвета и иметь органическое происхождение. При определенных условиях возникает в раковинах моллюсков.
При создании изделий ювелиры прибегают в своей работе и к полудрагоценным камням. Такими называют александрит (в зависимости от освещения этот камень способен менять окраску), хризолит, горный хрусталь, топаз и некоторые другие. К ним же относятся камни органического происхождения. Ими могут оказаться, в зависимости от необходимости коралл или янтарь.
Кроме перечисленного, в производстве могут быть использованы синтетические поделочные камни из перламутра, эмали, стекла, рога или пластических масс.

Ассортимент ювелирной продукции

Есть несколько видов изделий, которые сегодня выпускают на рынок ювелирные заводы. Основной группой ювелирных изделий, как наиболее востребованной, являются личные украшения. Здесь представлены фасоны колец, бус, колье и известные многим аксессуары личного пользования. Помимо них мелкие предметы гигиены: пудреницы, флаконы с парфюмом и прочее. К этой же группе отнесем не всегда необходимые, но исключительно радующие глаз сигаретницы, мундштуки, портсигары, табакерки.
В отдельную группу выделим изделия для сервировки стола. Ее представляют на рынке столовые и чайные приборы. Ложки, ножи, рюмки и бокалы, солонки или перечницы уже давно являются не только предметами столового гарнитура, но зачастую и произведениями отменных мастеров ювелирного искусства.
Ювелирные украшения также используют дизайнеры интерьеров с целью достижения определенного эффекта. Вазы, ларцы или настенные украшения, письменные приборы могут потребовать вмешательства ювелирного мастера.
Аксессуары для часов – еще одна группа изделий, представляющих интерес для производителей ювелирных украшений. Наручные часы, как известно, носят на ремнях или браслетах. А те и другие могут быть выполнены ювелиром. То же самое относится и к часам карманным, с той разницей, что украшать придется шатленки (специальную цепочку) или те же ремни (но именно для карманных часов).
И, наконец, кто не восхищался разного рода сувенирами либо нагрудными значками, медалями или орденами, выполненными ювелирных дел мастерами?

Немного о технологии ювелирного производства

По способу производства ювелирные изделия различают на два типа: изготовленные методом ручной работы (с минимальным использованием оборудования) и другие, методом массового производства. В последнем случае, применяется механическая обработка модели и ее точное литье.
Процесс технологического производства на ювелирном заводе слишком сложен, чтобы в деталях освятить все его операции в рамках одной статьи. Можно лишь, для заинтересованного читателя, обозначить круг решения проблем.

Технология по шагам:

  1. Заготовление лигатуры (представляет собой смесь из двух или нескольких сплавов);
  2. Плавка лигатуры (вальцовка, ковка, резание);
  3. Создание формы изделия (ручным способом или методом штамповки);
  4. Сборка элементов. Пайка, литье;
  5. Отделочные операции – пескоструйная работа, шлифовка, полировка;
  6. Декорирование включает в себя операции золочения, серебрения, оксидирования,
  7. инкрустирования эмали и других, предусмотренных изначально художником;
  8. Закрепление камней.