Заводы, занимающиеся производством изделий из железобетона (ЖБИ), специализируются на выпуске конструкций, выполненных из бетона и арматуры из различных металлов, а также других композитных стройматериалов. Сфера применения производимых конструкций широка, ЖБИ используются:

  • В строительстве (как бытовом, так и более масштабном);
  • При возведении дорожных опор, мостов, развязок;
  • Активно применяются в сфере энергетики. ЖБИ – неотъемлемый элемент конструкций реакторов, электростанций;
  • Для строительства и оборудования шахт, укреплений, других сооружений в горнодобывающем направлении промышленности;
  • Для ирригационных систем в сфере сельского хозяйства для мелиорации почвы.

Основные виды производимых железобетонных изделий

Множество модификаций изделий, выпускаемых на заводах по производству железобетона, можно разделить на два основных типа в зависимости от места конечного производства. Первый тип возводится непосредственно на объекте, где происходит установка конструкции (монолитные ЖБИ). Второй тип собирается на заводском предприятии и поставляется в готовом к установке виде (сборные ЖБИ).
Отечественные заводы выпускают четыре модификации железобетонных конструкций в зависимости от сферы применения:

  • В строительстве жилых, общественных и коммерческих зданий используются железобетонные лестничные пролеты, составные части фундамента, перекрытия, перегородки, элементы стен, полов, элементы вентиляционных систем, и другие коммуникации;
  • В промышленном строительстве активно используются арочные элементы, колонны, различные виды балок и др.;
  • Инженерные системы из ЖБИ представляют собой опоры, мостовые пролеты, плиты, перекрытия, трубы, элементы эстакад, транспортных путей;
  • В сфере общественного производства конструкции из арматуры и бетоны применяются в виде труб, столбов электропередач и освещения, конструкций подземных переходов и др.

Процесс и технология производства ЖБИ

Последовательная технология по выпуску конструкций из железобетона достаточно проста и состоит из нескольких последовательных этапов. Вначале готовят и вымешивают смесь из бетона, одновременно с этим изготавливают арматуру в виде каркасов и отдельных элементов, которые подвергаются армированию. Затем происходит формирование готового изделия, которое подвергается сушке, обработке влагой под необходимым давлением и температурой. Завершается процесс внешней обработкой поверхности уже готовой конструкции.
Существует несколько способов производства и обработки арматурных и бетонных элементов:

  • При стендовом способе крупные элементы изготавливаются в специальных формах или на стендах;
  • При поточно-агрегатном способе производства изготовление происходит не в одном месте, а ЖБИ на разных стадиях перемещаются от одного этапа производства к следующему;
  • При конвейерном производстве элементы ЖБИ помещаются на специальные поддоны, которые перемещают конструкции в определенном потоке с необходимой скоростью перемещения;
  • При кассетном способе возведения конструкции устанавливаются и заливаются бетоном в вертикальных стационарных устройствах-кассетах;
  • При автоматизированном производстве ЖБИ методом вибропроката вся технология механизирована и производится бесперебойно.

Отечественное производство ЖБИ

В России промышленность по выпуску ЖБИ группирована регионально, исходя из специфики выпускаемой продукции. Более трети всех заводов расположены в европейской части страны, так как здесь идет более активное промышленное и бытовое строительство. Наряду с производством традиционных типов железобетонных изделий идет активная разработка и внедрение инновационных технологий производства, улучшающая качественные характеристики изделий, позволяя расширить сферу применения и повысить срок эксплуатации.
История производства железобетонных изделий насчитывает более полутора веков. Первое ЖБИ представляло собой лодку, сконструированную адвокатом Ламбо, который изобрел железобетон в 1855 году. Франсуа Корнье в том же году предложил метод армирования перекрестным способом. Первым примером применения ЖБИ в отечественном строительстве считаются мостики в столичном ГУМе (1891 г.). А Волховская гидроэлектростанция стала первым крупным объектом, возведенным из железобетонных конструкций (1918г.).